воскресенье, 9 августа 2009 г.

ХАН БЮРЮН ТЕГЕС

Давно это было. Жил один богач. Этого богатого человека звали Намджил Бумба, и было ему восемь тысяч лет. У него была жена, которой исполнилось семь тысяч лет, звали ее Дадни Герел. Прошло двадцать лет, как они перестали считать стада своих овец. Как они перестали считать число табунов, прошло десять лет. В счете же верблюдов они запутались, потеряли счет коровам - такие были старик со старухой. Всего было вдоволь, не было у них только детей.
Однажды старуха говорит старику:
- У нас есть и дом, и скот, и богатства. Иди попроси у своего небесного покровителя ребенка, который бы плакал.
Согласился старик. Приторочил к седлу полный кожаный мешок золота и поехал. В пути перед ним неожиданно появился белый дворец без веревок и креплений. Хотел он как можно быстрее приблизиться к нему, но не смог. Наконец он с трудом доехал до дворца, на восьминожный трон он положил кожаный мешок с золотом.
- Восьмитысячелетний старец Намджил Бумба, что вы ищете?- спросили его.
- У меня есть и скот, и дом, и богатства, но у меня нет детей, которые бы плакали,- ответил он.
- Дальше живет лама, который повыше меня званием,- сказал говоривший с ним лама.
Старик Намджил Бумба отправился к другому ламе. Приехал к нему и высыпал на восьминожный сандаловый столик кожаный мешок золота.
- Восьмитысячелетний старик Намджил Бумба, что ты ищешь?
- У меня есть все: и скот, и дом, но нет у меня дитяти,- отвечает старик.
- Дальше живет лама постарше меня,- направил старика дальше и этот лама. Приехал он к третьему ламе. Кланяясь кудлатой черной головой миллион раз, божественной черной головой кланяясь сто тысяч раз, вошел он к ламе. Кожаный мешок с золотом положил на восьминожный, с золотыми ножками, сандаловый стол.
- Даруйте мне сына, который бы не молчал, а подавал голос,- сказал ламе старик Намджил Бумба.
- Из яств, что ты пьешь и ешь, ставь почетное угощение - деедже - перед бурханом,- посоветовал лама.- Поезжай домой, скоро я тебе дарую сына.
Старик уехал домой и прибыл туда через семь дней. Наутро старик отправился пасти скот. Вернулся домой через семь дней.
- Старик, вы на потном коне, отъезжайте подальше, сюда нельзя,- сказала ему женщина, которая вышла из юрты старика. Старик понял, что у них уже родился мальчик.
- Старик, поезжайте подальше, охладите пот,- сказали ему.
Из стада верблюдов зарезали одного верблюжонка, из табуна коней зарезали одного жеребенка, из стада овец зарезали одного барана, из стада коров зарезали одного теленка. Поставили перед бурханами жертвенное угощение, устроили пир.
Сын сказал: "Откройте дымоход, откройте дверь". Так сказал и поехал на охоту. Взял с собой лук и стал охотиться на птиц, которые поверху летали, и стал он охотиться на животных, которые понизу бегали.
- Младенец, что же ты делаешь?- удивлялись все. Разбил он ногами на части свою железную колыбель, уехал и лег на берегу озера. Но с утра и до самого захода солнца ни одна птица не прилетела на озеро.
- Или это знак, что умрет восьмитысячелетний Намджил Бумба, или примета, что это озеро высохнет!- так с обидой он крикнул. Но вдруг со стороны захода солнца прилетели три лебедя и говорят юному богатырю:
- Что тебе нужно - наши добрые советы? Или кожа величиной с ладонь?- спросили они.- Прими наши хорошие слова, наш совет. В одном из дальних нутуков многие юноши сватаются к дочке хана. Если ты сильный, сноровистый мужчина, если ты действительно сильный, ты доедешь туда,- сказали ему лебеди.
Прибежал юный богатырь к отцу и говорит ему:
- Отец, есть ли у нас одежда, подходящая мне?
- Есть для тебя платье,- говорит отец.
Надел богатырь платье, и было оно как раз ему.
- Отец, отец, а есть ли конь, для меня подходящий?- спросил сын.
- Есть в табуне лошадь-трехлетка, которая ожеребится через десять дней. Ты поскачешь на ней. Стальные копыта ее достигают ее колен. Поймай эту кобылицу,- посоветовал отец.
Сын приехал в табун. Кобыла-трехлетка уже ожеребилась. А жеребенок никак не мог насытиться молоком. Богатырь набросил на него аркан и стал тянуть жеребенка к себе. Упершись ногой в скалу, потянул так сильно, что она раскололась. Он уперся в холм и потянул - холм также раздробился. Вырыл яму по пояс и стал тянуть, так тянул, что туго свитая золотая веревка-аркан из верблюжьей шерсти распрялась и стала держаться на ниточке.
И тут жеребенок вдруг заговорил:
- Ты мой хозяин, предопределенный свыше.
- Да, поэтому я тебя заарканил,- ответил богатырь.- Если бы я не был твоим хозяином, я бы тебя отпустил.
- Я хочу кое-что тебе сказать. Пока ты меня тащил, силы мои иссякли на три года вперед, и так же истощились твои силы на три года вперед. В течение семи дней испей материнское молоко, и я тоже буду в течение семи дней пить золотое молоко моей матери. После этого приезжай за мной,- сказал жеребенок. На этом они простились - жеребенок и богатырь.
Поехал богатырь домой и пил золотое молоко своей матушки в течение семи дней. Отдохнул хорошо, затем взял уздечку и вышел. Оседлал коня, положил на него украшенный серебром подпотник, затем отделанный золотом потник положил, положил крепкое черное седло, надел серебряную уздечку. Стал конь играть своей челкой под лучами желтого солнышка, сильными четырьмя копытами своими стал играть, решил он объехать весь Замбатив.
- Отец и матушка, живите во здравии и благополучии,- попрощался богатырь с родителями и отправился в путь. Он скакал долго и беспрепятственно. Скакал так долго, что потерял счет дням, и вдруг видит: около двух гор сидит человек огромных размеров. Берет одну гору и ставит ее на место другой.
- Что это за грешный человек, горы передвигающий!- воскликнул юноша-богатырь.
- Я не грешный человек, а наоборот - безгрешный,- ответил громадный человек.
- Почему же ты безгрешен?
- К нам едет хан Бюрюн Тёгес, владеющий многим на земле, за ним по пятам следует счастье, с пальцев его тоже струится счастье, и он хочет властвовать над всеми людьми. Как только я увидел, что приближается хан Бюрюн Тёгес, я решил стать его помощником-силачом,- говорит великан.
- Да, ты сможешь стать моим помощником,- сказал молодой богатырь, нареченный отныне ханом Бюрюном Тёгесом, и привязал богатыря к своему поясу. Дальше продолжил он свой путь. И вдруг видит где-то впереди громадного человека, который открыл землю, поднимает пуповину земли и оттуда выносит воду.
- Что ты за грешный человек - поднимаешь пуповину земли?
- Я не грешный, наоборот, я безгрешен,- отвечает громадный человек.
- Почему ты так считаешь?- спрашивает хан Бюрюн Тёгес.
- Я услышал, что приближается хан Бюрюн Тёгес, который владеет всем на свете. И поэтому я хочу для него всегда вскапывать землю и доставать воду.
- Да, это ты сможешь делать,- взял человека, копающего землю, привязал его к подпруге седла и поехал дальше. Едет он дальше и вдруг видит, что человек громадных размеров набирает за одну щеку целое море воды, другое море - за другую щеку, а выливает из-за обеих щек воду одновременно.
- Какой ты человек - жалкий, грешный?- спрашивает его хан Бюрюн Тёгес.
- Я не грешный человек, я - безгрешный,- отвечает человек, глотающий воду из моря.
- Почему же так?- спрашивает хан.
- Я услышал, что приближается хан Бюрюн Тёгес, и захотел при виде его проглотить целый океан воды,- отвечает человек громадных размеров.
- Да, ты сможешь быть для меня поглотителем воды,- сказал хан и привязал его к седлу. Едут они дальше. И прибыли они к берегу огромного моря. Видят, как множество людей ловят рыбу. Вдруг они заметили, что один человек украл целое ведро рыбы и убегает.
- Что ты за грешный человек?- спрашивают его.
- Я не грешный человек, наоборот, совсем на мне нет грехов,- отвечает тот.
- Почему ты так думаешь?- спрашивают его.
- Я прослышал, что к нам едет хан, владеющий всеми благами земли и за которым счастье следует по пятам, даже с его пальцев льется счастье. Я хотел бы быть в его свите самым лучшим вором,- отвечает человек.
- Да, ты в самом деле можешь стать таким человеком - самым лучшим вором,- сказал хан Бюрюн Тёгес и привязал его к седлу. Продолжили они путь свой дальше к ханским владениям. Вдруг видят, что человек громадных размеров одно ухо прикладывает к земле и прислушивается к тому, что происходит внизу, оттягивает другое ухо кверху и прислушивается к тому, что творится вверху.
- Что ты за грешный человек,- что подслушиваешь?
- Я не грешный человек - я безгрешен,- отвечает великан.
- Почему ты безгрешен?- спрашивает его хан.
- Я узнал, что к нам едет хан Бюрюн Тёгес, владеющий всеми благами земли, и хочу стать для него человеком, который слышит все на свете!- отвечает человек.
- Да, ты сможешь,- сказал Бюрюн Тёгес и привязал его к седлу.
Наконец приехали они в дальний нутук. Всех своих пятерых помощников он отпустил около ханского дома. Привязал он крепко-накрепко своего коня, самый лучшей сталью скрепил, самым лучшим железом упрочил, связал тремя железными путами и так оставил во дворе. Пятерых он разбросал, через десятерых он перешагнул, некоторых превратил в мешанину и уселся посреди ханской юрты.
Как затерявшийся бык,
Как стремительная стрела,
На лице - огонь,
В глазах - угольки.
Ты, с сухожилиями в шее,
Ты, с крепкими костями,
Ставший для ста кочевий ужасом,
Ставший для десяти кочевий другом,
Ставший посмешищем для восьми кочевий,
Ставший для семи кочевий врагом.
- Ты, собака, что тебе нужно здесь?- стали расспрашивать хана Бюрюн Тёгеса.
- Я услышал, что вы отдаете свою дочь замуж, я тоже хочу участвовать в предсвадебных состязаниях.
- Сколько же у тебя помощников?- спрашивает хан-отец.
- Помощников у меня пятеро,- отвечает Бюрюн Тёгес-хан.
- Приведи сюда помощников,- велел хан - владелец нутука.
Пошел хан Бюрюн Тёгес за помощниками. Хан, отец невесты, вдруг сказал, когда он вышел:
- Это прибыли злые шулмусы, их надо сжечь в огне. Всеслышащий помощник богатыря услышал сказанное и предупредил:
- Они хотят нас сжечь в огне.
Когда хан Бюрюн Тёгес вернулся с помощниками, их толкнули в огонь. Хан Бюрюн Тёгес приказал:
- Землекоп, копай!
Копнул землекоп пуп земли так, что вышла вода и тут же потушила огонь. И получился целый океан воды, и все ханские подданные стали тонуть. Хан не выдержал это испытание и произнес:
- Забирай мою дочь! Убери назад эту воду! Ты победил в состязаниях.
- Поглотитель воды, проглоти океан,- распорядился хан Бюрюн Тёгес. Океан исчез.
- Когда человек отдает свою дочь замуж, он устраивает испытания для жениха,- говорит отец невесты.
- Каковы же эти испытания?- воскликнул хан Бюрюн Тёгес.
- Далеко, очень далеко находится одинокое раскидистое дерево, привези мне с этого дерева яблоко, и я отдам за тебя дочь.
- Есть ли в этом аймаке-албату мужчина-богатырь, который мог бы достать это яблоко?- закричал Бюрюн Тёгес. Прибежал его помощник-вор.
- Я смогу,- сказал самый лучший вор.
Ударил Бюрюн Тёгес его по обеим щекам так, что у него побелели скулы, но помощник только громко рассмеялся в ответ.
- Да, судя по всему, ты сможешь,- сказал Бюрюн Тёгес-хан.
И усадил его на своего скакуна Аранзала. Поскакал вор за яблоком, растущим на одиноком дереве! Еще четыре человека отправились за этим же яблоком. И позади всех оказался скакун Аранзал.
- А говорили, что ты, Аранзал владеющего всем миром хана Бюрюн Тёгеса, доедешь до того места, где растет яблоня, первым!- закричал зло лучший из воров.
- Ты не переживай!- успокоил его скакун.- Я все равно догоню их!
Прибыли они к месту, где зеленела трава, где холодная ледяная вода. Распряг он коня, а сам лег отдохнуть, растянулся, как ремень, раскраснелся, как таволожник. Когда он проснулся, его скакун гривой достигал неба, а мочевым пузырем - земли. Отправились они дальше. В пути встретили небесного Тёгя Бюса.
- Кого ты встретил в дороге?- спрашивает его богатырь-вор.
- Видел сына Земли Шара Кюрмена.- ответил Тегя Бюс. Через некоторое время богатырь также встретил Шара Кюрмена. Спрашивает он у сына Земли Шара Кюрмена:
- Кого ты встретил в пути?
- Впереди идет ягца - старуха-ведьма,- отвечает Шара Кюрмен. Догнал он старуху-ягца.
- Кто еще встретился у тебя на пути?- спросил он старуху-ягца.
- Никого я не встретила,- ответила она.
Поехали они дальше. Добыли они яблоко, растущее на одиноком раскидистом дереве, и радостные повернули назад - отправились в кочевье, где их ждали. Но за ними помчался на пестрой кобыле высокий черный человек с одним глазом на макушке. Вот он нагнал их и хочет убить богатыря, похитившего яблоко. И вдруг конь Аранзал говорит пестрой кобыле:
- Я же твое дитя. Почему ты мне мешаешь, когда я участвую в этом испытании?
Тогда пестрая кобыла, обратившись к своему хозяину - высокому черному человеку, сказала:
- Я не смогу дальше скакать, я не догоню этого Аранзала. Убей меня.
Высокий черный человек убил пеструю кобылу, а затем стал есть мясо. А богатырь на Аранзале тем временем поскакал дальше. Вдруг он видит, что идет красивая девушка и несет в серебряном сосуде чай.
- Выпей этого чаю, ты же голоден,- предложила девушка.
Слез богатырь с коня и выпил чай, предложенный девушкой.
- Ты, молодец, находишься вдалеке от отца и матери, наверное, ты завшивел?- сказала она заботливо и стала искать вшей в его голове. Юный богатырь вскоре заснул, красавица схватила яблоко и убежала. Аранзал разбудил богатыря и говорит ему:
- Это была старуха-ягца, и эта шулмуска унесла яблоко. Подними быстрей три камня.
Собрал богатырь три камня. Еле-еле догнали они шулмуску, и богатырь ударил ее камнем по ноге.
- Еще легче мне стало! На одной ноге я быстрее добегу!- крикнула шулмуска, потерявшая ногу. Еще раз догнали шулмуску и ударили камнем по руке, и она оторвалась.
- Еще легче мне стало!- воскликнула старуха-ягца и в мгновение ока скрылась прочь.
Помчались они за шулмуской. Еще раз ударил богатырь камнем старуху по затылку. Тут старуха-шулмуска не выдержала, крикнула:
- Возьми свое яблоко!- а сама вцепилась в хвост коня и вырвала из него три волоса. Так и осталась с ними.
Хан Бюрюн Тёгес почувствовал, что его конь и помощник с яблоком возвращаются, и говорит:
- Это моего скакуна пыль. Подготовьте десять железных крюков! Подготовьте десять могучих богатырей!- так он приказал.
Приготовили десять крюков, подготовили десять могучих богатырей.
- С десяти сторон ловите. Иначе его не поймаешь. Десять крюков зацепили за ноздри коня, и десять богатырей стали тянуть десятью крюками, но и они сломались.
- Почему ты никак не останавливаешься?- удивились они, взяли коня за оба уха, встряхнули с силой и ударили изо всех сил о землю. Схватил его руками Бюрюн Тёгес, конь остановился.
- Старуха-шулмуска вырвала из моего хвоста три волоска, и я больше ничего не помню,- ответил богатырский конь.
Взял яблоко Бюрюн Тёгес из рук своего помощника - ловкого вора и положил его на руку хана.
- Я победил или нет?- закричал он.
- Да,- ответили ему.- Но еще будет два состязания.
- Какие еще состязания?
- Теперь должны сразиться два богатыря.
- Тогда приведите вашего богатыря.
- В детстве наш хан учил нас так биться. Если это будут даже дети, все равно попробуем побороться,- сказал человек, умеющий переставлять горы. Стал он сражаться с одним из богатырей хана и победил его.
- Какое еще состязание осталось?
- Еще вы должны стрелять из ружья.
Стал стрелять хан Бюрюн Тёгес так, что стала раскачиваться белая трава с тонким стеблем, а белая трава с толстым стеблем стала клониться на бок.
Принес он пулю и положил на ханскую руку, пока она была теплой.
- Как жжет! Ты победил в состязании!- воскликнул хан и выбросил пулю прочь.
- Я победил в состязаниях!- закричал радостно богатырь Бюрюн Тёгес.
Хан выдал свою дочь за Бюрюн Тёгеса. Отправились они в обратный путь - в родное кочевье. Долго они ехали, так долго, что забыли дорогу, по которой они ехали. Ехали и днем и ночью. Столько они ехали, но домой все-таки прибыли. Родители устроили пир, все гуляли на нем. Длился пир семью семь сорок девять дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КАК ПОЛУЧИТЬ 21 999 ПОСЕТИТЕЛЕЙ В ДЕНЬ НА СВОЙ САЙТ?

Система очень проста, но при этом является очень эффективным инструментом повышения посещаемости Вашего сайта. Показывая на своём сайте 7 текстовых ссылок, Вы спустя некоторое время обнаружите, что ссылка на Ваш сайт стоит, как минимум, на 50 000 сайтах в сети! Неплохо, да? Продолжение смотрите ниже (под списком ссылок)...

ЛУЧШИЕ ССЫЛКИ

* Блог о сказках - СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
* Фотобанк высокого разрешения - - отборный архив изображений высокого качества для использования в рекламе, полиграфии, для оформления интерьера и т.д. Продажа по лицензиям RM и RF, быстрый поиск, удобный поиск и оперативная доставка.
* Российский мультипортал ProtoPlex - На нашем никогда не виснущем сервере Вы найдете море полезной информации. В различных закутках сайта можно скачать свежий софт, послать другу или подруге виртуальную открытку, найти приличные обои на рабочий стол, почитать умные статьи, посмеяться над анекдотом или подписаться на почтовую рассылку. У нас есть крутой форум и рейтинг сайтов. Мы издаем электронный журнал, пишем убойные новости и ломаем головы над тем, как сделать этот сайт еще лучше и как заставить его работать без глюков :) В общем, гуляйте по нашим страницам, накручивайте счетчики, а мы будем следить за тем, чтобы сервер становился еще интереснее. Подпишитесь на наши рассылки!
* Фотоклуб iso100.ru - фотосайт и фотосообщество, статьи по фотографии, основы фотографии, мастер-класс по фотографии, форум, блог, фототехника, барахолка, рейтинг, конкурсы фотографий.
* Студия Евгения Жданова - Создание и поддержка профессиональных интернет-магазинов, разработка портальных систем и интернет-служб, веб-представительства, профессиональная фотосъемка, создание репортажей, разработка фирменного стиля, презентации, рекламные носители. В работе широко применяется технология FastCGI + Perl. Огромный опыт, прекрасное портфолио.
* Soft.ProtoPlex.Ru - Огромный каталог программ для Windows 95/98/Me/NT/2000/XP, Unix, Palm, Linux. Более 2500 наименований. Если вы ищете программу, зайдите к нам. Бесплатные программы, рабочие ссылки и т.д.

PROTOPLEX SITE PROMOTE

Инструкции:

1. Используйте Ваш браузер (пункт меню "Сохранить как..."), чтобы скопировать эту страницу (одновременно скопируется и код страницы).
Сохраните её в Вашей системе, как promote.html (или promote.htm).

2. Удалите последнюю (седьмую) ссылку вместе с описанием,  переместите другие вниз и разместите Вашу ссылку (ссылку на Ваш сайт) вместе с описанием сайта  в ПЕРВОЕ положение (позицию).

3. Удостоверитесь, что путь к Вашей ссылке, не относительный, а абсолютный (т.е., начинается с "http://ваш сайт". Другие люди будут копировать вашу страницу и, соответственно, ссылка должна быть правильной, когда по ней щёлкнут где-нибудь в другом месте). Постарайтесь дать краткое и вместе с тем точное описание вашего ресурса (ориентировочно до 200 символов, 3-4 строки). 

4. Создайте на страницу promote.html хорошо видимую ссылку (текстовую или графическую - вам решать) с главной страницы Вашего ресурса или со страницы с наибольшей проходимостью. Можно создать несколько ссылок с разных мест своего сайта. Вы сами, в первую очередь, должны быть заинтересованы, чтобы как можно больше посетителей попало на эту страницу. Удостоверьтесь, что вашу связь действительно видно. Для гарантии, используйте, что-то вроде этого:
ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 21 999 посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

Вы должны теперь иметь:

1. Хорошо видимую ссылку на Вашей главной (или другой) странице, указывающей на  promote.html в вашей системе. Ваша текстовая ссылка с описанием должна стоять на первом месте среди других ссылок.

2. Семь текстовых ссылок должно стоять на Вашей странице promote.html. И позвольте им оставаться там. Аналогично, Ваша ссылка будет показана на тысячах других страниц и сайтов.

3. Как вы видите - вся информация располагается в таблице. Не меняйте дизайн таблицы и расположение информации! Категорически запрещено самовольно изменять прилагаемую инструкцию, искажать смысл информации и т.д. В крайнем случае, допустимо изменять цветовую гамму информации, если это не согласуется с вашим дизайном. Например, у вас - белый цвет текста на чёрном фоне. Однако, при изменении цветовых параметров, пожалуйста обратите внимание: удобочитаемость информации не должна пострадать.

Как это работает:

Много web-мастеров посетят Ваш сайт и присоединится к программе PROTOPLEX SITE PROMOTE, взяв себе Вашу страницу, вместе с Вашей ссылкой и перемещая её у себя на вторую позицию.
Web-мастера, которые посещают их сайты и страницы - будут делать то же самое. К тому времени, когда ваша ссылка переместится на  5-ю позицию - вы будете иметь порядка 50 000 ссылок на свой ресурс с других сайтов! При хорошем раскладе всё это возможно спустя несколько месяцев! Если хотите, то дальше посчитайте сами.

Давайте продемонстрируем это: например, Вашу страницу promote.html скопировали к себе и, соответственно, разместили ссылку на вас 15 человек web-мастеров (на самом деле, эта цифра будет значительно больше, но давайте для примера возьмём это число). Давайте также предположим, что каждого из этих web-мастеров также посетили по 15 человек и присоединились к программе  PROTOPLEX SITE PROMOTE и т.д. - тот же цикл.

Результат при размещении вашей ссылки на 5 (пятой) позиции: 15x15x15x15= 50 625. Ссылка на ваш сайт будет присутствовать на 50 625 сайтах или страницах! Если же ваша ссылка доберётся до 7-й позиции, то результат будет просто астрономическим!

И эти ссылки (связи) ПОСТОЯННЫ! Они ведут потенциальных посетителей на Ваш сайт всегда!

Свободно, быстро, легко, демократично и производит удивительные результаты! Присоединяйтесь!